Профилактика суицидального поведения подростков

Подростковый возраст – это самый нестабильный период в течение хронического заболевания, если таковое наблюдается у ребенка. В подростковом возрасте завершаются сложные процессы физического, полового, сексуального и психосоциального развития. Главная причина детских самоубийств – непонимание со стороны их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками.

Почему кончают собой дети? Да потому, что у детей проблем не меньше, чем у родителей. Во–первых дети, очень тонко чувствуют родительские сложности, например конфликтное поведение родителей (мама с папой ругаются каждый день дома на глазах у ребенка). Во–вторых, у детей всегда есть свои личные проблемы, которые многим взрослым на фоне собственных неурядиц кажутся пустяками. Но детская душа не хочет и не может так, считать, и однажды ребенок не выдерживает груза нерешенных проблем вопросов, которые ему просто не кому задать. В третьих – и это, увы самое главное наиболее частая причина многих так называемых «пубертатных суицидов», – то, что дети–подростки фактически брошены нами, взрослыми. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, их развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказание, несложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

Самоубийства среди детей и подростков часто происходят и из–за того, что ожидания самих детей или их родителей нереалистичны. Более, того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка».

Среди предпосылок к суицидам можно отметить:

  • Неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
  • Двойственность ощущения своего места в мире, с одной стороны он уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой – абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в ту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников).
  • Максимализм оценок и приговоров – и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.

Специалисты выделяют шесть основных причин суицидального поведения: безответная любовь, нет сил бороться, всем назло, обратите на меня внимание, пусть мучаются.

В период психологического кризиса (острого эмоционального состояния растерянности и тревоги) – родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки:

– разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему в слух;

– стремление к одиночеству;

– рассуждения на тему: «Я никому не нужен», «Все равно никто не будет обо мне тосковать»;

– чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;

– завуалированные попытки «попрощаться» (дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок).

Очень важно обращать внимание на эмоциональное состояние, поведенческие особенности не характерные для подростка. Как, правило подростки накладывают на себя руки, находясь в состоянии затяжной, скрытой депрессии. Если поведение ребенка резко изменилось, стоит побеспокоиться, посоветоваться со специалистами.

Основные тревожные сигналы на, которые родителям следует обратить внимание: у ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями бывает не откровенен. Ребенок привык, все свои проблемы решать самостоятельно и никому их не доверяет. Даже когда больно и страшно он не плачет. Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ «Мне все равно». Он может хорошо учиться, но без желания. Он может выполнять все просьбы взрослых, потому, что своих желаний у него просто нет. Такой ребенок равнодушно относится ко всему: к еде, к учебе, к развлечениям и к окружающим.

Очень важно не терять эмоциональный контакт с ребенком так, как – это важная составляющая конструктивных взаимоотношений и бесконфликтного поведения.