Новости

Религия и медицинское/пенсионное страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Оно осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами страхования.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил его самостоятельно, получает страховой медицинский полис.

Отмечено, что страховой медицинский полис призван обеспечить адресность при предоставлении государственных услуг в области здравоохранения. Он является учетным документом. Каждый бланк полиса имеет соответствующий номер, идентифицирующий не человека, а непосредственно бланк. Это необходимо для ведения реестра бланков, находящихся на строгом учете, и осуществления контроля за их расходованием.

Получение страхового полиса входит в комплекс мер по реализации права гражданина на оказание бесплатной медицинской помощи на территории страны.

По проблеме внешних символов и знаков имеется позиция Московской Патриархии.

Священный Синод Русской Православной Церкви в специальном заявлении разъяснил, что «не следует бояться внешних символов и знаков», «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поруганию веры».

Что касается назначения трудовых пенсий и других социальных выплат, отмечено следующее.

На каждое застрахованное лицо ПФР открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, позволяющие выявить ошибки при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Застрахованный получает страховое свидетельство ОПС, которое содержит страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и дату регистрации в этом качестве.

Разъяснено, что страховой номер присваивается индивидуальному лицевому счету, а не человеку, и используется наряду с анкетными данными гражданина в целях учета его пенсионных прав, не заменяя собой его имени.

Присвоение СНИЛСа носит технологический характер и не нарушает законных прав и свобод верующих граждан.

Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах.


ОМС: новые принципы электронного обмена данными

В новой редакции изложен порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС). В нем участвуют федеральный и территориальные фонды ОМС, страховщики и медорганизации.

Так, срок перехода на электронный обмен данными при осуществлении персонифицированного учета оказанной медпомощи установлен с момента расчетов за январь 2014 г.

Исключены положения об электронном взаимодействии при расчетах за помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами региона, в котором выдан полис ОМС.

Ранее внесенные изменения признаны утратившими силу.


Кодеин и фенобарбитал: каковы требования к обороту?

В декабре 2013 г. внесены изменения в ряд актов Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (постановление от 16 декабря 2013 г. N1159).

Разъяснено, что требования к обороту кодеинсодержащих препаратов не изменились.

Для наркотических лекарственных препаратов, содержащих кодеин (более 20 мг на 1 дозу твердой лекарственной формы и более 200 мг на 100 мл/г жидкой формы для внутреннего применения), остаются все меры контроля, предусмотренные в отношении кодеина (в т.ч. отпуск по рецептам, выписанным на специальных рецептурных бланках формы N 107/у-НП, лицензирование всех видов оборота, установление особых требований к хранению).

Для лекарственных препаратов с малым количеством кодеина (до 20 мг включительно на 1 дозу твердой формы и до 200 мг включительно на 100 мл/г жидкой формы для внутреннего применения) (в частности, «Седалгин», «Пенталгин», «Терпинкод», «Коделак фито») остаются следующее меры контроля. Предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 599 (в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров) и приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 562н (в т.ч. отпуск по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88).

Обращено внимание на требования по отпуску лекарственных препаратов, содержащих малые количества фенобарбитала.

По рецептам, выписанным на бланках формы N 107-1/у, отпускаются следующие препараты. Содержащие фенобарбитал в количестве от 20 мг до 50 мг включительно на 1 дозу твердой лекарственной формы («Паглюферал 1», «Паглюферал 2», «Паглюферал 3»). Содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эрготамином гидротартратом независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы («Беллатаминал»).

По рецептам, выписанным на бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются следующие препараты. Содержащие фенобарбитал в количестве до 15 мг включительно в сочетании с кодеином (его солями) независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы («Пенталгин-Н», «Квинталгин», «Пиралгин», «Седал-М», «Седальгин-Нео», «Тетралгин»). Содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эфедрином гидрохлоридом независимо от количества на 1 дозу твердой лекарственной формы («Нео-Теофедрин», «Теофедрин-Н»).

Лекарственные препараты, содержащие фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно на 1 дозу твердой лекарственной формы («Андипал») или до 2 г включительно на 100 мл/г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения («Валокордин», «Корвалол», «Валосердин»), отпускаются без рецепта.


Об оказании медпомощи несовершеннолетним учащимся

Установлены правила оказания медпомощи несовершеннолетним, в т.ч. в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

Детям гарантируется предоставление медпомощи на основе ее стандартов в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Предусмотрены следующие виды медпомощи: первичная медико-санитарная, в т.ч. доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная, в т.ч. высокотехнологичная; скорая, в т.ч. скорая специализированная; паллиативная.

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в учебных заведениях возложена на последних. При этом первичную медико-санитарную помощь, медосмотры и диспансеризацию осуществляют органы здравоохранения. Образовательная организация обязана безвозмездно предоставить им соответствующее помещение.

В школах открываются отделения организации медпомощи несовершеннолетним. Цель - оказание первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в т.ч. при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний. Утверждены положение о таком отделении, рекомендуемые штатные нормативы его работников, стандарт оснащения медблока. Прописано, как организуется деятельность врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков, медсестры (фельдшера) отделения.

При отсутствии отделения первичная медико-санитарная помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медорганизации или иного юрлица, осуществляющего меддеятельность (наряду с основной (уставной)).

Для медицинского вмешательства необходимо получить информированное добровольное согласие несовершеннолетнего или иного законного представителя. Оно не требуется для оказания медпомощи по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни.


Порядок определения уровня профподготовки экспертов ФГБУ по проведению экспертизы лекарств для медицинского применения: уточнения

Внесены коррективы в порядок определения уровня профессиональной подготовки экспертов ФГБУ по проведению экспертизы лекарственных средств для медицинского применения.

Вместо Минздравсоцразвития России речь идет о Минздраве России.

Следует отметить, что Минздравсоцразвития России преобразовано в Минздрав и Минтруд России.

Остальные изменения технического характера.


Верховный Суд РФ встал на защиту инвалидов, получивших увечье не при исполнении трудовых обязанностей

Оспаривались отдельные положения, содержащиеся в административном регламенте по предоставлению такой госуслуги, как проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Согласно ему в случае, когда нужно определить степень утраты профессиональной трудоспособности, дополнительно подаются следующие документы. Во-первых, акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профзаболевания, либо заключение госинспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья, либо медицинское заключение о профзаболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профзаболевания. Во-вторых, заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профзаболеванию.

Данная норма признается недействующей в той мере, в которой требования о представлении этих документов распространяются на инвалидов, получивших увечье не при исполнении трудовых обязанностей.

Учреждения МСЭ в т. ч. устанавливают степень утраты профессиональной трудоспособности. Этим обеспечивается реализация права инвалидов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью. Данная функция учреждений МСЭ не ограничивается исполнением инвалидами обязанностей по трудовому договору при причинении вреда. Отсутствие нормативно установленного механизма проведения учреждениями МСЭ исследования не может приостанавливать осуществления права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода). Также это не может служить непреодолимым препятствием для реализации экономических мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности.

Другие оспариваемые положения соответствуют законодательству. В них речь идет об обжаловании решений бюро, главного бюро МСЭ, о сроке рассмотрения обращений получателей госуслуги, о его продлении.


Какая квалификация необходима руководителю учреждения медико-социальной экспертизы?

Утвержден профессиональный стандарт "Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы". Он применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Вид профессиональной деятельности - управление бюро медико-социальной экспертизы. Его основная цель - обеспечение деятельности названного бюро.

Приведены функциональная карта названного вида профдеятельности, характеристика обобщенных трудовых функций.

Указаны сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта. В частности, ответственной организацией-разработчиком является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.


Решено наладить обмен данными об инфекционных и паразитарных болезнях

Перечислены меры оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней.

Предполагается наладить обмен сведениями по оперативным данным. До апреля 2014 г. необходимо подготовить документы Минздрава России по вопросам совершенствования системы учета болезней и по утверждению статформ.

Дан ряд рекомендаций региональным органам исполнительной власти в области охраны здоровья граждан. Так, следует организовать передачу в управления и учреждения Роспотребнадзора информации о подозрениях на инфекционные и паразитарные болезни, об установлении и изменении диагноза. По телефону сведения нужно сообщить в течение 2 часов, письменно - в течение 12 часов. До Минздрава России данные доводятся, если выявлено определенное количество случаев (указано в приложении по каждому виду заболевания). Рекомендуется принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в медорганизациях. Следует обеспечить персональную ответственность должностных лиц последних при проведении противоэпидемических мероприятий.

При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней необходимо использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, занимающихся эпидемиологическим надзором.


Данные о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспорта, о надзоре за обращением БАДов представляются по новым формам

Утверждены новые формы отраслевого статнаблюдения.

Речь идет о форме N 28-13 "Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры" (годовая). Она вводится в действие с отчета за 2013 г.

Утверждена форма N 7-13 "Сведения об осуществлении надзора в сфере производства и обращения биологически активных добавок к пище" (квартальная). Она применяется с отчета за I квартал 2014 г.

Разработана новая инструкция по заполнению формы N 2-13 "Сведения о деятельности лабораторий санитарно-гигиенического, микробиологического и паразитологического профиля федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии". Прежняя отменяется.

Кроме того, признаются утратившими силу ранее утвержденные формы представления указанных сведений.


При наличии медицинских показаний могут выписать лекарство по торговому наименованию или не включенное в стандарт медпомощи

Скорректирован порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Уточнено, что при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) могут быть назначены и выписаны лекарства, не входящие в стандарты медпомощи. Также в указанных случаях возможна выписка препаратов по торговым наименованиям, а не МНН.

Решение о назначении и выписке лекарств по торговым наименованиям или не включенных в стандарты принимает врачебная комиссия медорганизации.

Названная комиссия обязана сообщать в Росздравнадзор о выявленных побочных действиях, не указанных в инструкции по применению лекарства. Также врачебная комиссия должна информировать Службу о серьезных или непредвиденных нежелательных реакциях при применении препаратов, в том числе послуживших причиной назначения лекарств по торговым наименованиям или не включенных в стандарты.

Приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.


Сколько регионы получат на путевки льготникам и оплату им проезда к месту лечения?

Регионам выделяются субвенции на реализацию переданных полномочий по соцпомощи льготным категориям граждан. Речь идет о предоставлении при наличии медпоказаний путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В новой редакции изложено распределение субвенций на 2013 г.

Общий объем увеличен с 2 265 978,1 тыс. до 2 408 685,9 тыс. руб. Перечень регионов-получателей средств при этом не изменился.


Сведения о доходах и расходах работников системы Минздрава России должны быть достоверными и полными: кто и как за этим следит?

Лица, претендующие на определенные должности в организациях Минздрава России и замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах и расходах (собственных, а также своих супругов и несовершеннолетних детей).

Установлено, как проверяются полнота и достоверность указанных сведений, а также соблюдение работниками названных организаций требований к служебному поведению.

Проверка проводится Департаментом управления делами и кадров по решению Министра. Основанием для нее является письменная информация, представленная следующими субъектами: органами власти и их должностными лицами; работниками отдела по профилактике, предупреждению коррупционных и иных правонарушения; постоянно действующими руководящими органами политических партий и иных общероссийских общественных объединений; Общественной палатой России; общероссийскими СМИ.

Проверка занимает не более 60 дней. Этот срок может быть продлен до 90 дней.

Управление проверяет сведения самостоятельно или делает запрос о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе самостоятельной проверки отдел вправе, в частности, наводить справки у физлиц и получать от них с их согласия информацию.

Прописаны права работника при проведении проверки. Так, он может представлять дополнительные материалы и давать по ним письменные пояснения.

О результатах проверки докладывается главе ведомства. Вносятся следующие предложения. О назначении гражданина на должность либо об отказе в этом. О применении к работнику мер юридической ответственности или об отсутствии оснований для этого. Если выявлены признаки преступления или административного правонарушения, уведомляются соответствующие органы.


Как определяются медуслуги, оказываемые учреждениями ФАНО России, и плата за них?

Установлено, как определяются цены (тарифы) на медицинские услуги, оказываемые учреждениями ФАНО России.

Учреждение формирует перечень медуслуг с учетом их номенклатуры, утвержденной Минздравом России. Плата за их предоставление должна полностью покрывать обоснованные и документально подтвержденные затраты на их оказание.

Размер платы не может быть ниже финансового обеспечения услуг, оказываемых в рамках госзадания. Она определяется в т. ч. с учетом спроса и предложения.

Проект перечня медуслуг, включающего размер платы за их оказание, направляется учреждением на согласование в Агентство.

Копия утвержденного учреждением перечня (внесенных в него изменений) направляется в ФАНО России в течение 5 рабочих дней.

Учреждение обязано в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных медуслуг.


Реклама абортов запрещена, а целительства - ограничена

Рассмотрены некоторые изменения в законодательные акты по вопросам охраны здоровья граждан.

Так, с 1 января 2014 г. запрещено рекламировать услуги по искусственному прерыванию беременности.

Вводятся требования к рекламе методов народной медицины. Она не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения, утверждения или предположения о наличии у потребителей тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, создавать впечатление ненужности обращения к врачу и др. Народная медицина - это методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. Речь не идет об оккультно-магических услугах, о религиозных обрядах. Народной медициной вправе заниматься гражданин, получивший разрешение.

Рассмотрен вопрос о рекламировании методов профилактики, диагностики и медицинской реабилитации.


За аборт, проведенный с нарушением установленных требований, могут наказать рублем?

17 января 2014 г. Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект, вводящий административную ответственность за незаконное искусственное прерывание беременности, выразившееся в нарушении медработником требований, предусмотренных Законом об охране здоровья граждан.

Устанавливаются следующие размеры штрафов. Для граждан - 3-5 тыс. руб., для должностных лиц - 10-50 тыс. руб., для юрлиц - 500 тыс.-1 млн руб.

Действующее законодательство предусматривает только уголовную ответственность и исключительно за незаконный аборт, проводимый лицом без соответствующего высшего медобразования.

В Законе предполагается закрепить требования о проведении аборта медработником, имеющим необходимое образование; положения об административной ответственности за незаконные действия.