Пятый класс

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
Как если бы от этого зависела ваша жизнь.»

Л.Кьюби

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

– возросший объем работы как на уроке, так и дома;

– новые требования к оформлению работ;

– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.



В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.



В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.
  5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

 

Уважаемые родители!

В ваших руках сделать период адаптации своего ребенка к школе менее болезненным.

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами ; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
  2. Не cкупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
  3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
  4. Принимайте участие в жизни класса и школы.
  5. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
  6. Если ребенок просит о помощи в подготовки домашнего задания, не отказывайте ему в помощи. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
  7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
  8. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.