Дети у экрана

Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их физическому здоровью и психическому развитию. Детские психитры и психологи полагают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от телевидения и компьютеров.

Поскольку телевидение не требует особой концентрации внимания, подростки становятся ленивыми и пассивными. Из-за большого потока телеинформации у них возникает иллюзия, что они и так все знают. Кроме того, быстрая и неожиданно меняющаяся телевизионная картинка может стать причиной детской невнимательности. Ребенок привыкает ждать смены образов, звуков, и когда в школе этого не происходит, начинает скучать, становится непоседливым, не может сосредоточиться на содержании учебного материала, все время ищет новых импульсов и стимулов. Длительное провождение у телеэкрана нарушает сон, мешает сосредоточиться, способствует ожирению, развивает в них склонность к насилию.

Кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения после просмотра наблюдаются у всех – от малышей до подростков. Иногда их причина – атмосфера, в которой растет ребенок, но исследования говорят и о другом. Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном потри часа ежедневно, испытывают заметные трудности со сном независимо от эмоциональной среды и социокультурного уровня. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста.

Способность к обучению тоже страдает из-за пристрастия к экрану. Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. И последствия будут долго напоминать о себе. Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек 1972-1973 годов рождения, за которыми наблюдали в течение 30 лет. Чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом возрасте. Избыток аудиовизуальной стимуляции может, таким образом, провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность.

Большинство детей, проводящих перед экраном более четырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. А те, кто сокращает просмотры, не меняя при этом рациона, теряют в весе. В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить у детей, часами просиживающих перед экраном. В рекламе, пропагандирующей калорийную пищу. И в негативном влиянии телевизора на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.

В Великобритании и США на протяжении почти 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительны для любителей триллеров и боевиков. А наши дети во время школьных каникул без надзора и контроля родителей смотрят все!

Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теленасилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего. Некоторая степень жестокости и несправедливости в телекартинках учит детей правильному отношению к негативным чувствам. Но избыток насилия может заразить их агрессией. «Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым», – говорит французский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон. Со всеми последствиями: стадинстинкт, культ лидера, деперсонализация (обезличивание, изменение самосознания индивида). Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили. Так жестокость на экране способствует популяризации насилия в групповом сознании и препятствует в конечном счете личностному развитию ребенка, его способности мыслить самостоятельно.