Ох, уж эти детки-трёхлетки

Однажды утром мы просыпаемся и с ужасом понимаем, что замечательный, вчера послушный ребенок вдруг – за ночь – превратился в неуправляемого «монстра». Еще вчера вы мило улыбались друг другу, спокойно беседовали, а сегодня… Не нужно паниковать! Всему есть свое объяснение. Просто Ваше маленькое – или уже не такое маленькое – чудо вступило в период возрастного кризиса.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Кризис трех лет относится к числу самых острых.

  1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Его не следует путать с обычным непослушанием. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому.
  2. Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении. Если негативизм следует отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
  3. Третий симптом кризиса – строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.
  4. Четвертый симптом – своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим – «Я сам!» Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
  5. Пятый симптом кризиса – протест – бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер. Его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом.
  6. Шестой симптом – обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Матери он может сказать, что она «дура». Ребенок старается обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают.
  7. Седьмой симптом кризиса – стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дома, она должна сидеть дома». Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4года. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же). При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но любимец хочет есть по-очереди – ложка ему, ложка Ване. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание. Разговаривайте с ребенком, как с равным и как с человеком, мнение которого Вам интересно. Чтобы кризис ребенка трех лет прошел благополучно, любите своего ребенка!