Почему возникают неврозы у детей

Профилактика детских неврозов является очень важной для сохранения и укрепления психического здоровья детей. Ее значение можно выразить в виде общеизвестного утверждения «болезнь лучше предупредить, чем лечить».

Тема детских неврозов по сей день остается актуальной как для родителей, так и для воспитателей детских садов и учителей в школах. С каждым годом возникает все больше случаев, когда ребенку ставится диагноз какого-либо нервного заболевания, или отклонения. По данным статистики по окончанию даже младшей школы здоровых детей едва ли набирается половина.

Неврозы в детском и подростковом возрасте – это самый распространенный вид нервно-психического расстройства. К неврозам относят функциональные нарушения нервной деятельности, которые не сопровождаются грубыми органическими изменениями в структуре нервной ткани. Основной причиной неврозов является психическая травма, на которую по-разному реагируют взрослые и дети в зависимости от типа высшей нервной деятельности, предшествующих болезненных состояний (травмы, инфекции, интоксикации). При длительной сохранности психотравмирующий ситуации формируются новые особенности личности: тревожность, сомнение, робость., нерешительность, несамостоятельность, внушаемость, мнительность, недоверчивость. Если продолжать эту линию, то можно заметить, как ребенок становится замкнутым, одиноким, тревожным. Так формируется «предневрозный характер», на базе которого в дальнейшем при неблагоприятных условиях формируется невроз. В детском возрасте эти состояния проявляются в форме невротических реакций.

Психотравмирующая ситуация в детском возрасте непосредственно вытекает из внутрисемейных отношений. В школьном возрасте – психотравмирующие моменты возникают со сверстниками, педагогами, воспитателями. Основной причиной невроза у детей является конфликт между желанием ребенка и действительностью. Зачастую это не находит выхода, и формируется сильное эмоциональное напряжение ребенка, которое отражается на всех сферах его жизнедеятельности. Ребенок становится очень тревожным, капризным, беспокойным, появляются страхи, колебания настроения. Чем младше ребенок – тем больше страдает физическое здоровье. Это проявляется в заикании, различного рода тиках, энурезе, возможно кусание ногтей, выдергивание волос. Информационная перегруженность, недостаток родительского внимания, и в результате детские проблемы не находят разрешения. Отрицательные эмоции компенсируются в виде прогулов, бродяжничества, сомнительных компаний и вредных привычек.

Невроз – это заболевание эмоций, а эмоции – это инструмент разума, поэтому при неврозе нарушается и эмоциональная сфера жизни ребенка. Он становится рассеянным, забывчивым, снижается качество обучения. Такой симптом как психическая астения, когда у ребенка нет сил, желания что-либо делать, родители вообще часто принимают за лень. Но это неправильно. Невроз – это не лень, не уловка ребенка, а действительно серьезное расстройство, которое требует коррекции.

Что нужно делать, если вы обнаружили невротические проявления у своего ребенка?
В разрешении такой проблемы очень важен комплексный подход: непосредственное участие школьного психолога, педагога, родителей, и по возможности, психотерапевта. Задача родителей и специалистов научить ребенка конструктивно общаться с окружающим миром, научить выражать свои чувства, быть более уверенным в себе, независимым и самостоятельным.

Если во время обнаружить возникающие проявления невротического расстройства это позволит своевременно оказать квалифицированную помощь родителям и ребенку. Очень часто ребенок даже не догадывается, что с ним что-то не в порядке. Ведь дети и подростки на фоне невротических проявлений становятся более замкнутыми или подчеркнуто агрессивными, тем самым демонстрируя своим поведением отголоски своих проблем. Основные причины детских неврозов кроются в ошибках в воспитании.

Одна из заповедей Януша Корчака гласит: Люби своего ребенка любым – маленьким, взрослым, неталантливым, неудачливым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.