Не так страшен психиатр
или о психическом здоровье наших детей

Психическое здоровье детей тема интересная, актуальная и не всегда находящая отклик у родителей. Как-то так повелось, что родители всегда били тревогу при простуде, прилежно проходили осмотры узких специалистов, а все врачи, которые имели в своём названии жуткую приставку <психо> не менее прилежно игнорировались. Если вы подойдёте к первому попавшемуся человеку на улице и спросите: «кто такой психотерапевт или психиатр», то вероятнее всего, услышите что-то про психиатрические больницы, смирительные рубашки и буйных психопатов, которые и есть самая что ни на есть клиентура подобных врачей. Конечно, подобное представление о деятельности ни в чём неповинных психиатров уже устарело и его можно смело назвать ошибочным.

Последние годы по России, да и нашей области в частности, отмечается резкий рост психических заболеваний у детей Так, несмотря на снижение количества детей за последние 6 лет, рост психических заболеваний среди детей и подростков составил 20%, а 3,5% всего детского населения состоит на учёте в психоневрологических диспансерах.

Чем же страдают наши дети? Наиболее распространённая проблема – детские неврозы. Что такое невроз, на что стоит обращать внимание родителям и почему не надо бояться психоневрологов.

Неврозы у детей – понятие на самом деле широкое и включает в себя самое разное проявление психических расстройств у детей. Можно так сказать: невроз это внутриличностный конфликт, когда происходит столкновение противоречивых черт, столкновение двух противоположных составляющих, в случае чего ребёнок не в состоянии адекватно на это среагировать. Например, довольно таки распространённые ситуации, когда требования внешней среды не соответствует внутренним потребностям ребёнка, требования, которые социум предъявляет ребёнку высоки, система требований изменчива. Ситуации, явившиеся как бы катализатором, проецируются внутрь, переживаются глубоко в душе и это формирует определённый образ жизни, мировоззрение человека, вызывает трудности в социальной адаптации к окружающему миру. Но когда мы рассуждаем о причине и следствии, важно не забывать и об особенностях психики каждого конкретного ребёнка, о структуре его нервной системы.

Все ли дети предрасположены к неврозам?

Нельзя сказать, что вот у этого, к примеру, ребёнка никогда не будет невроз. Жизненные обстоятельства могут сложиться по разному. Тем ни менее склонность к неврозам имеет вполне определённая категория детей. Это дети легко ранимые, очень обидчивые, они могут не воспринимать юмор, они подвержены различным влияниям. Дети с устойчивой нервной системой менее подвержены формированию неврозов. Поэтому в одной и той же семье могут быть дети как абсолютно адекватные, устойчивые, так и дети, склонные к развитию неврозов.

Абсолютно дети всех возрастов подвержены неврозам. Правда есть некоторые моменты, которые родителям необходимо учитывать в воспитании своих чад. Все более или менее знают о существующих возрастных кризисах ребёнка. Это 3 года, это 6-7 лет, это предподростковый и подростковый возраст. И именно в эти возрастные кризисы дети особо подвержены формированию неврозов. То есть когда к кризису возраста примешиваются ещё и внешние факторы, то ребёнок может не суметь адекватно среагировать. И те обстоятельства, которые в других условиях не сыграли бы большой роли, в данной ситуации могут вызвать невротические реакции.

Проявляются невротические реакции в форме эмоциональных расстройств, т.е. у ребёнка может развиваться депрессивная реакция. Сегодня депрессивная реакция мы регистрируем аж с 5-6 лет, но проявляться заболевание может ещё раньше. Как это выражено? Если мы говорим о совсем маленьких детках, то неврозы у них замаскированы в нарушение физиологических функций: нарушение пищевого поведения, отказ от еды, избирательность, срыгивания еды назад, нарушение сна, негативизм, проявляемый на обычные просьбы, частые перепады настроений, повышенная активность и возбудимость, за счёт чего снижается продуктивность, например, ребёнок плохо играет в ролевые игры. Всё это нарушения поведения, которые не стоит пускать на самотёк. И если у малышей это проявляется в виде гипервозбудимости, то у старших детей в виде гиподинамичности, вялости, или же оппозиционирования себя взрослому и если на это не обращать внимания, то вероятно дальнейшее развитие асоциального поведения. Также, детям, с невротическими реакциями свойственны такие нарушения в поведении, как навязчивые привычки: кусание ногтей, кручение волос, сосание пальцев, раскачивание.

Сами по себе неврозы проходить могут. Во-первых, ребёнок растёт и его психические функции становятся более зрелыми, его эмоциональное состояние меняется и он учится справляться с теми конфликтами, которые он переживал. Но всё дело в том, что не существует такой лакмусовой бумажки, которая точно сказала бы родителям, пройдёт у ребёнка невроз или нет. В подростковом возрасте невротические проблемы, если ими не заниматься, становятся совсем очевидными, обостряются. Ребёнок теряет те адаптационные навыки, которые у него были, он начинает плохо учиться, конфликтовать и тогда родители его приводят. Это не совсем правильно. В подростковом возрасте воспитывать ребёнка уже практически нельзя, наступает тот возраст, когда родители становятся друзьями, а все акценты воспитания ложатся на возраст дошкольный и ранний. Потом уже просто происходит оттачивание того, что в ребёнке заложили. То есть малейшие проблемы, вопросы необходимо решать с помощью специалиста. Бояться психологов, психиатров, психотерапевтов не стоит. Они занимаются не только тяжёлыми формами. Важнейшая их задача – консультировать с нуля, не дать развиться заболеванию, предотвратить его во время. Далеко не всем пациентам прописывают медикаментозное лечение. Многим достаточно лишь грамотно построенной беседы с психотерапевтом или психологом, которые укажут на ошибки в поведении родителей по отношению к ребёнку, дадут какие то рекомендации.