Переступая порог школы

Переступая порог щколыНачало учебы в школе для каждого ребенка – это старт во взрослую жизнь. Задача каждого родителя – постараться, чтобы этот старт стал удачным. Для этого надо совсем немного – быть к детям внимательными, любить их, участвовать в их новой жизни. И тогда дети отплатят вам хорошими отметками и в дальнейшем – учебой в институте и хорошей работой.

Когда первоклассник переступает школьный порог, начинается совершенно новый этап его жизни. Все новое, неизведанное вызывает интерес и страшит одновременно. Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку преодолеть стресс и безболезненно влиться в новый для него школьный мир.

Вот и наступил учебный год для первоклассников. Все волнуются. Первоклассники от чего-то неизвестного, что ждет их впереди, и родители – от того, как их дети воспримут новый и долгий этап их жизни. Будут сегодняшние первоклассники прилежными учениками и отличниками или нерадивыми школярами и двоечниками – пока никто не может сказать. Однако есть вещи известные. С точки зрения человека взрослого они выглядят незначительными, но могут сильно помочь вашим деткам в адаптации к школьной жизни. Многое в школьном возрасте будет зависеть от вас, родители.

Родители должны помнить, что когда первый звонок отзвенел, мама – тыл и поддержка – останется во дворе, а ребенок один пойдет в класс. Страшно! И поэтому когда он сунет руку в портфель и найдет там маленькую игрушку из дома, он почувствует поддержку и заботу своей семьи, ему станет спокойнее, и чувствовать себя он будет увереннее. Позаботьтесь заранее о том, чтобы подготовить и класть такие ободряющие «семейные приветы» своему первокласснику в первые дни его школьной жизни.

Малышам в школе страшно потому, что непривычно. Чем более страшно – тем ниже концентрация внимания на уроке. Страх блокирует все реакции. Именно поэтому он не может ответить, даже если хорошо подготовлен урок. Родителей начинают вызывать в школу, говорить, что ребенок к урокам не готовится или, хуже того, что у него задержка в развитии. Неприятно.

Вот тут не поддавайтесь своим эмоциям, никогда не говорите вашему ребенку, что он тупой, тугодум и т.д. Дети ведь вам верят!

Бывают такие случаи, когда дети не могут ответить в классе на уроке, и учителя остаются с ними после уроков и спрашивают их индивидуально, только потому, что не видит поддержки со стороны мамы. Этот ребенок при виде большой группы все забывал, его охватывал речевой паралич, он не мог вымолвить ни слова.

Понятно, что многие родители работают и устают за день. Но как бы вы ни устали, вечером необходимо найти время и силы, чтобы поговорить с ребенком о его новых заботах: друзьях, обидчиках, страхах. Это очень важно. Ребенок должен быть уверен, что его жизнь и его проблемы вам не безразличны, что вы рядом с ним, что вы – его тыл. Тогда ему не будет так страшно поднять руку на уроке, заявить свое мнение – это помогает быстрее и активнее думать. Дети, родители которых проявляют интерес к учебе и школьной жизни, входят в процесс учебы гораздо легче. Результатом становится большой интерес к предметам и, соответственно, лучшая успеваемость.

Каждый ребенок увидит у одноклассников какие-то новые, незнакомые ему реакции поведения. Дома, рассказывая о случившемся в классе, ваш ребенок будет оценивать поведение других детей. Дорогие мамы и папы! Как бы смешно вам ни было слушать эти наивные детские рассказы, никогда не смейтесь и не язвите над ребенком. Не забывайте – это его мир, в этом мире ему жить целых десять лет, и он должен пройти весь путь постижения нового. Если вы рассмеетесь или покажете несерьезное отношение к рассказу сына или дочери, может случиться, что больше вы от них ничего не услышите. А между тем обида в душе ребенка останется надолго, если не навсегда.

И еще: желательно, что вы постарались адаптировать вашего ребенка к сложившейся ситуации. К примеру: «Ну и что, что Ваня упал, когда вставал с парты. Может он зацепился за стул. Бывает». То есть надо показать, что если и с вашим ребенком такое случится, его не осудят. Во всяком случае, вы не осудите. Это очень важно.

Заниматься ли с первоклассниками дома?

По мнению специалистов, следует помогать и проверять ребенка, все ли у него, получается, справляется ли он с заданиями. Как правило, труднее всего ученику дается письмо, т.к. недостаточно развита ловкость рук из-за несовершенства мелких мышц кистей. Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.

Для развития ловкости пальцев:
– сильное сжимание в кулаки разведенных пальцев вытянутых вверх рук 2-3 с задержать, затем встряхнуть.
– попеременное сгибание в кулак пальцев одной, затем другой рукой.
– постукивание кончиками пальцев по твердой поверхности в разном темпе.
– сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.
– потряхивание расслабленными кистями.

Читайте ребенку книги – это один из самых эффективных способов развития мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.

А если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не нервничать, ведь ваше состояние и плохое настроение передается ребенку, положение еще больше ухудшается.

Не увеличивайте объем домашних заданий, т.к. дополнительная работа сокращает время отдыха, он будет уставать, интерес к учебе снизится.

Выполняя домашнюю работу, вы можете заметить, что ребенок либо пропускает буквы, либо заменяет их другими, а когда говорим: «Посмотри внимательно и найди ошибку», ребенок затрудняется это сделать, т.к. по первым буквам он стремится уловить смысл. Для развития концентрации внимания и самоконтроля рекомендуются занятия по вычеркиванию букв (не более 5 минут).

Норма не более 4 пропусков – хорошая концентрация.