Критерии готовности к школе

Критерии готовностиКогда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Все перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это – фундамент, на котором строятся знания и умения. Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.

Шести-семилетний ребенок не будет готов к жестким условиям нашей образовательной системы просто в силу явной неготовности мозга ребенка к подобным нагрузкам. Более того, даже не все первоклассники готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать. Поэтому, говоря о детях, так важно, в каких условиях они будут обучаться. Важен очень щадящий режим во всех смыслах: игровая форма занятий, не должно быть «интенсивности» при обучении; подходящий режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей (например, занятия по математике, письму не должны следовать одно за другим), не должно быть много домашних заданий. Одним словом, сама обстановка и проведение занятий для шести-семилетних детей, должна бы больше соответствовать режиму детского сада, а не школы в привычном понимании.